11 апреля 2021 года в Беларуси, по инициативе председателя Минской городской методической секции по специальности «музыкально-теоретические дисциплины», зав. теоретическим отделением ДМШИ № 1 им. Л.П. Александровской Натальи Александровны Линкевич, впервые прошла Международная просветительская акция «Всеобщий музыкальный диктант» (руководитель проекта – Александр Алейников), организуемая Российской академией музыки им. Гнесиных (г. Москва). В этом сезоне акция проводилась в четвёртый раз, получив статус международной и охватила 160 населенных пунктов на 220 очных площадках.
ГУО «Детская музыкальная школа искусств №1 имени Л.П. Александровской г.Минска» стала центральной площадкой в Республике Беларусь, обеспечившей проведение всех 11 уровней диктанта. Во время проведения акции в ДМШИ №1 было написано 158 диктантов. Многие участники попробовали свои силы в написании 2-х диктантов. 5 человек решили проверить свои знания в 3-х разных уровнях. Каждый мог выбрать категорию диктанта, соответствующую его пожеланиям. В этом году было предусмотрено 11 авторских диктантов разной степени сложности, среди которых: ритмический диктант, одноголосные, двухголосные и трехголосные диктанты. Все мелодии были сочинены специально для акции композиторами и методистами (диктанты 2 – 11 уровней – В.В.Алеевым, диктант 1-го уровня – С.К.Оводовым) под контролем экспертного совета проекта. Они очень понравились участникам, были разнообразными, запоминающимися, удобными и красивыми.
Для желающих подготовиться к ритмическому диктанту организаторы записали авторский онлайн-видеокурс (6 уроков) по музыкальному ритму: https://www.culture.ru/themes/256374/videokurs-po-muzykalnomu-ritmu-6-onlain-urokov
На площадке ДМШИ № 1 работало 5 иллюстраторов, 3 регистратора, 3 помощника иллюстратора, волонтеры – учителя ДМШИ №10 и 12. Активное участие в написании диктантов приняли ученики и учителя ДМШИ №1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 17, 19, ДШИ №1 г.Минска, Солигорской ДМШИ, УО «Минский государственный колледж искусств», а также бывшие выпускники школ – студенты колледжей и вузов. Все участники получили сертификаты. По результатам проверки лучшие работы будут награждены дополнительно Сертификатом отличника.
Массовость интереса к написанию музыкальных диктантов говорит о востребованности интеллектуальной работы, каковой является запись мелодий на слух, желании проверить собственные силы и подтвердить свои навыки на практике, а также приобщиться к творчеству. ВМД объединил широкий круг участников, начиная от совсем юных музыкантов, учеников, уже имеющих некоторый опыт в написании мелодий на слух, и студентов до учителей (при этом в акции приняли активное участие не только учителя-теоретики, но и специалисты-инструменталисты и концертмейстеры). На площадке царила творческая и вместе с тем рабочая атмосфера. Несмотря на то, что ВМД не является разновидностью олимпиады или конкурса, обстановка требовала сосредоточенности. Дух собранности и ответственности при написании диктантов царил в аудиториях. А когда важную и сложную работу параллельно выполняет группа единомышленников, это всегда приносит положительные эмоции и удовлетворение. Ведь основная задача акции – заинтересовать и привлечь как можно большее количество людей к музыкальному творчеству и музыкальному искусству в целом.
Оживление, улыбки, искрящиеся глаза, приподнятое настроение и большая заинтересованность в процессе царили на площадке, работала фотозона. Главные цели акции – поиск нового, решение необычных музыкальных задач, открытие новых сторон в музыке – были с успехом достигнуты.
Поздравляем организаторов и участников акции с ее успешным проведением! Яркие, незабываемые ощущения от напряженного, но увлекательного интеллектуального процесса, а также особая атмосфера праздника надолго останутся в памяти. Вот некоторые отзывы о прошедшем мероприятии: